Как-то получилось, что полтора месяца не смотрела ничего серьезней сериалов, даже соскучилась за сильными эмоциями. И вот включила фильм, что давно хотела посмотреть, и который с лихвой воздал за такой длинный перерыв. Буквально на десятой минуте выгнала мужа с его возможным сарказмом и на два часа с головой ушла в историю необыкновенной любви.
Любовь...вот какие у вас сразу возникают ассоциации? Наверняка, красивые слова, цветы, ухаживания, признания, страсть, чувственность. Здесь ничего этого нет. А есть старость, увядание, размеренность быта, жалость, беспомощность, обыденность. Но так и хочется назвать его лучшим фильмом о любви, когда-либо виденным мною. Истинное чувство - это то, что остается после угасания первоначальной страсти, после многих пройденных рука об руку лет, это то, что помогает быть рядом с человеком, мирится с его недостатками, говорить "ты красива сегодня" даже в 80 лет. Это еще и то, что помогает сделать тот роковой жест, а потом безумно скучать и писать письма умершей жене.
О сюжете: у главного героя Жоржа (Жан-Луи Трентиньян) жена Анна (Эммануэль Рива) перенесла инсульт, была сделана операция, оказавшаяся неудачной, в результате чего у нее парализована правая часть тела. И вот где проявляется настоящее чувство: укладывать спать, кормить, купать, ходить в туалет. Это гораздо сложнее, чем подарить очередной цветок на 8е марта. Причем сложно обоим, Анне тоже не просто смирится со своим беспомощным положением и принять такую заботу, даже от близкого человека. После этого фильма я окончательно поняла дедушку, который после инсультов не хотел, чтобы даже сын к нему приехал, не хотел лечением продлевать возможную овощную жизнь, не хотел становится обузой для близких. Или полноценная жизнь - или никак.
Не побоюсь признаться, в слезах сидела весь фильм: очень приближенный к реальности и правдивый. Ты как-будто заглянул к соседям в замочную скважину. Думаю, это получилось за счет показа всех тех действий, которые мы все делаем дома, но которые в фильмах обычно опускаются: еда, чтение журналов, вечерние беседы, уборка, утренний туалет, мытье посуды. Ну и конечно же львиная доля в этом - игра главных героев. Я не знаю, что они играли до этого, но в этом фильме - они великолепны. Мимика, интеллигентность, передача эмоций - когда они оба были в кадре, у меня буквально глаза разбегались, очень сложно было следить за обоими, а следить было за чем. Божественно!
А еще это наверное был самый мучительный фильм - еще никогда я так не ждала финала. Подозреваю, также мучительно его ждала и главная героиня - медленное угасание разума в отказывающем теле. Она давно была готова уйти, о чем свидетельствуют ее слова: "Это была долгая жизнь", "Да, было хорошо", сказанные в адрес мужа. А вот ему, чтобы совершить свой Поступок, понадобилось время. После этого у меня в списке критериев отбора партнера даже появился вопрос: А сможет ли? И вообще, я поняла, что надо официально вводить и разрешать эвтаназию - иначе это насилие над личностью. А удерживание подле себя - это чистой воды эгоизм.
В завершение: Ханеке - очень жестокий режиссер. Забавные игры, теперь Любовь. Надо еще Белую Ленту посмотреть. Но эта жестокость не бессмысленна, она всего лишь передача реальности, отображение жизни, как она есть. Это то, что я больше всего люблю в кинематографе.
П.С. А сегодня еще начала слушать новый альбом Бабкина "Сергеевна" - очень многие песни перекликаются с мотивами фильма. Как по заказу.
Що, розуме, скептичний мій химернику?
ВідповістиВидалитиНе прикидайся, ти сумуєш теж.
Любов відкрити важче, ніж Америку.
По-перше, чи до неї допливеш?
А допливеш - то цілий, чи потрощений?
Спустошений, ускладнений чи спрощений?
З якими вантажами, чи збагатими?
З якими міражами й сурогатами?
Ну, ось доплив.Ти певен, що впізнаєш?
Ну, ось впізнав.Ти кинешся в прибій?
Ну, виборов.Ну, вистраждав.Ну, маєш.
І все-таки - чи ти повіриш їй?
Не налетять якісь конквістадори,
Копитом в душу і в обличчя -"плі!"
І фермери посадять помідори
На шуканій ошуканій землі.
Як довго не було її в біноклі...
О,море днів,гірка твоя вода!
Просмолені канати із коноплі
Вже натягати в бурю набрида.
Уже собі нічого не пробачиш.
Уже не йдеш наосліп, навмання.
Земля,земля!..Ти вже її не бачиш.
Тобі в очах диявольське ткання.
Все вже змішалось. Все уже дифузія.
Земля,земля!..Тепер уже невчас.
Коли тонула ще одна ілюзія,
Ти вже й не кидав рятувальний пас.
Хай дальній берег в сонці медом плавиться.
Земля, земля!..Усе ж уже було.
Хай іншому якомусь мореплавцеві
Фазан розстелить пальмове крило.
І хай пливе, і хай собі радіє,
А потім проклинає свій порив.
За Добрим Мисом Доброї Надії
Вже не один той подвиг повторив.
От перщі два стовпчики цього вірша згаладись, коли то все прочитав про кіно :-)
ВидалитиА кто это?
ВидалитиХорошие слова..
Ліна Костенко :-)
ВидалитиГрустно...
ВідповістиВидалитиНо вот честно, не могу понять, для чего режиссер все это вывернул наружу. Таких историй много. Это жизнь. Нелицеприятная сторона.
Может, для того, кто в жизни не сталкивался с таким горем, этот фильм что-то покажет, а для меня - ещё одно переживание семейного горя.
Вот именно для того, чтобы приблизить кинематограф к реальности, чтобы показать именно жизнь, а не придуманный мир.
ВидалитиОо..вчора якраз подивилася..пронизливо..
ВідповістиВидалитиТа не те слово..
Видалитифраза "....даже соскучилась за сильными эмоциями...." была с оттенком грусти.
ВідповістиВидалитиНаверно. Эмоциями, в смысле, вызванными просмотром фильма
Видалити